В России кроме добываемого газа есть серьезные залежи гидрата метана - «ледяного газа», который открывает гигантские перспективы. Правда, теперь главное, чтобы глобальное потепление закончилось и началось глобальное похолодание.
Гидрат метана может стать благом для людей, а может и проклятием. Это супрамолекулярное соединение метана с водой, газ устойчив при низких температурах и высоком давлении. Ноль градусов, давление 26 бар и выше - идеальная для него обстановка, чаще всего в океане на глубине 250 метров и ниже. Тогда он и выглядит как рыхлый снег или сухой лед. При стандартном атмосферном давлении для устойчивости гидрата метана нужна температура около минус 80 градусов. Главный экономический плюс: из одного кубометра гидрата метана можно получить 164 кубометров природного газа. Вот почему японцы уже 15 лет прочесывают дно Байкала, единственного пресноводного водоема в мире, богатого залежами газовых гидратов. Добывать здесь все равно нельзя, хотят потренироваться. Но, похоже, японцев обошли, диктор китайского телевидения объявил о начале отбора газа из подводных залежей гидрата метана в Южно-Китайском море. При этом независимые эксперты уверены: о газогидратной революции говорить пока очень рано, но в том, что она способна изменить буквально весь мир, мало кто сомневается.
Только по самым приблизительным оценкам, запасы гидрата метана на Земле составляют не менее 250 триллионов кубометров, что как минимум в два раза больше, чем объемы всех разведанных мировых запасов угля, нефти и природного газа. Наиболее перспективные шельфовые залежи гидратов метана обнаружили у берегов Японии, в Южно-Китайском море и в Арктике, которую сейчас активно осваивает Россия. В сибирских залежах вечной мерзлоты, по данным ученых, находится триллион четыреста миллиардов тонн газовых гидратов.
Куда сильней специалистов занимает опасность гидрата метана. При некомфортной температурно-атмосферной среде он распадется, что часто приводит ко взрывам в тундре и океане. Но самая загадочная роль прорыва метана из морских залежей газовых гидратов видится ученым в, казалось бы, необъяснимых исчезновениях кораблей в Бермудском треугольнике. Согласно гипотезе, при подъеме метана к поверхности вода насыщается пузырьками газа и её плотность резко падает. В результате любое судно - от средневековых деревянных галеонов до лайнеров из современных материалов - неизбежно теряет плавучесть и тонет. Ученый Игорь Ельцов уверен, что теперь опасность возникновения нового Бермудского треугольника есть и на Северном морском пути.
Знаменитые «ямальские воронки», образующиеся на полуострове почти каждый год, долго называли загадками природы. Но теперь ученые почти уверены: огромные провалы грунта - следствие выхода на поверхность метана. Вечная мерзлота тает быстрее, чем прогнозировали ученые. Один из главных мировых специалистов по вечной мерзлоте Сергей Зимов считает: начинать спасать экологию планеты надо не с тропических лесов или коралловых рифов, а именно с метановой проблемы в вечной мерзлоте.
Экологи классифицируют метан как длительное атмосферное загрязнение, - сообщает телеканал «РЕН ТВ». Отлежавшийся в земле или воде более 100 лет метан является в 25 раз более мощным, чем углекислый газ, при этом держится в атмосфере около 12 лет. Увеличение концентрации метана приведет к еще большему усилению глобального потепления.
Гидрат метана может озолотить экономику, а может и серьезно навредить экологии. Пока крен явно в сторону обуздания дикого нрава гидрата. Впрочем, тайна гидрата метана так пока и останется с не до конца приподнятой завесой.
|