«За рубежом в большинстве случаев заказчик не "публичит" начальную цену» «Роснефть» предлагает засекретить часть информации о госзакупках. Глава корпорации Игорь Сечин направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо с таким предложением, сообщает газета «Ведомости». Однако пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не подтвердил «Коммерсантъ FM» эту информацию. Как пишет СМИ, компания предлагает не раскрывать начальную максимальную цену госзаказа. В частности, когда речь идет о закупке уникального или сложного технического оборудования. Такой шаг позволит увеличить эффективность госзаказа, уверен член экспертного совета при Правительстве по госзакупкам Георгий Сухадольский. «Заказчик посчитал, и после этого начинается снижение. За рубежом в большинстве случаев заказчик не "публичит" эту начальную цену. Потому что под нее поставщики нередко подтягивают предложение. Заказчик наоборот эту цену для себя держит, для бюджета, но дальше от поставщиков выявляет нормальную, реальную цену. А у нас получается упор все время идет на антикоррупцию, на попытки максимально повысить прозрачность, не сильно задумываясь о конечном экономическом эффекте. Дальнейшие телодвижения в этом направлении приведут скорее к убыткам, чем к экономическому эффекту», — уверен Сухадольский. В конце сентября Дмитрий Медведев заявил о неэффективности закупок госкомпаний. Премьер отметил, что при формировании заказов «государственные энергокомпании» значительно превышают средние рыночные цены. Это на 80% увеличивает траты по госзакупкам, уверен Медведев. Изменить ситуацию на этом рынке можно за счет привлечения экспертов и общественных организаций. Так считает гендиректор Transparency International – R Антон Поминов. «Если кто-то боится, что какая-то закупка пойдет неэффективно, будет какой-то сговор, надо ее просто наоборот делать более публично и обсуждать. Можно привлекать третьи стороны к этому процессу. Это называется "пакт о добросовестности". Когда две стороны привлекают третью — общественные организации или каких-то уважаемых людей, — чтобы был внешний мониторинг какой-то крупной закупки. То есть инструменты есть, и закрывать информацию — не самый продвинутый из них», — считает Поминов. Источники «Ведомостей» в Минэкономразвития и ФАС сообщили, что оба ведомства не поддерживают засекречивание информации — даже частичное. Как отметили собеседники газеты — это ограничивает возможности для контроля со стороны общества и государства. А также повышает вероятность сговора на рынке. Однако отказ от публикации начальных цен не противоречит интересам государства. Так считает президент Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. «В данном случае если компания считает, что скрытие начальных цен соответствует ее коммерческим интересам, никаким образом не нарушает интерес честной конкуренции. Засекречивание начальной цены контракта на первом этапе все равно потребует на втором или третьем этапе указания данной цены. У государства сейчас есть механизм контроля цен по факту проведения торгов, а необязательно по факту публикации торгов. Просто вопрос некоторого перераспределения полномочий. ФАС и МЭР контролируют госзакупки на этапе публикации проведения процедур, поэтому, конечно же, борются за то, чтобы максимальное количество данных были указаны на первом шаге», — пояснил Черногоров в эфире «Коммерсантъ FM». Объем рынка госзакупок сейчас превышает 17 трлн. Для более эффективного контроля этой сферы в правительстве предложили ограничить количество электронных площадок для торгов до пяти. Обеспечивать надзор могут профильные ведомства и ФСБ, отмечал ранее премьер Дмитрий Медведев. Георгий Устинов
|